Социальная ответственность бизнеса. Красивые слова или
эффективность?
Удивительная ситуация на данный момент в сфере
социальной ответственности бизнеса.
Если в зарубежных странах это явление является
нормой, и большинство коммерческих структур не только используют его как
инструмент формирования имиджа, стимулирования продаж, но и как
инструмент создания более стабильных ценностей своей компании и
соответственно продукции. Не буду даже вдаваться в подробности. Все уже
наслышаны о подобной деятельности лидирующих зарубежных компаний. У нас
же совершенно другая ситуация. Большинство руководителей коммерческих
организаций не только не в курсе эффективности социальной деятельности,
но и вообще не знают самого понятия социальной ответственности. Как
представитель социальной организации я часто сталкиваюсь не только с
непониманием, но и прямым отторжением любых предложений о
сотрудничестве. Неужели отечественные бизнесмены не так чутки к
проблемам незащищенных слоев общества? А может быть утрачены простые
человеческие ценности? Или не доросли наши коммерческие структуры до
зарубежных?
Нет. Лично я придерживаюсь другого мнения. И вот по
каким причинам.
Причина первая. Бедные мои… жулики.
Конец 90- в нашей стране ознаменовался бурным
расцветом «социальной» деятельности. Появилось огромное количество
Некоммерческих организаций и благотворительных обществ. И это было бы
превосходно, если бы определенный процент из них не занимался банальным
мошенничеством. Конечно не все, но и малый процент бросает тень на
репутацию остальных. Многие коммерсанты от всей души и по-человечески
разучились верить в благотворительность.
Причина вторая. Факс примите, пожалуйста…
Кому из директоров и сотрудников коммерческих фирм
не знакомы огромные рулоны факсов, частые звонки и просьбы о помощи?
Конечно – это нужное и важное дело, но всем не поможешь. Да и на
сегодняшний день нуждающихся в помощи намного больше, чем тех, кто может
ее оказать. Вот и стараются благотворительные организации и фонды
помощи донести как можно больше информации о своих бедах и трудностях,
обрывают телефоны, ведь нет другого выхода.
Приходится либо выбирать, либо распределять
финансирование. Что опять же не так полезно для обоих сторон. Разовая
небольшая помощь конечно ценна и важна, но не так эффективна, как
постоянная поддержка. Да и для коммерческой организации участие в
долгосрочных социальных программах намного полезнее для репутации.
Причина третья. Социальная самореклама.
Не то чтобы утрачены традиции меценатства на данный
момент. Просто любой коммерческой организации приходится выживать в
жесткой среде конкурентов и борьбы за прибыль. Осуществляя социальную
деятельность коммерческая фирма заранее готова либо к тому, что об этом
никто не узнает, либо тратить солидные суммы на рекламные публикации. А
что это такое как не самореклама? И чувствуют это все. Так что в такой
ситуации нужно найти тонкую грань между рекламой и информированием.
Добро непременно должно быть вознаграждено и чья же это задача как не
самой социальной организации. Мы это поняли довольно давно и на своем
опыте знаем как позитивно действует такая система на репутацию и имидж
организации.
Причина четвертая. А ты кто такой некрасивый?
Но самая большая проблема сейчас – это недостаток
информации. Традиционно считается, что бизнес - структуры не в курсе о
деятельности благотворительных организаций. Считается, что бизнес –
структурам это не интересно, у них якобы множество своих проблем. И
выслушать они подобную информацию могут только через определенное
давление. Однако проблема намного глубже: социальные организации также
очень мало знают о коммерческих. Мало кто из них интересуется
проблемами и целями коммерсантов и производителей нашей страны. А у них,
ведь тоже есть свои трудности: ожесточенная конкуренция, снижающаяся
эффективность рекламы, работа с партнерами и потребителями,
взаимодействие с государственными структурами, наконец. Здесь
стандартными методами не поможешь. Но здесь, как это не удивительно для
коммерсантов может легко помочь долгосрочное сотрудничество с
социальной организацией. Компании очень часто недооценивают
благотворительные фонды, думая о них либо как о фанатиках, либо как о
проходимцах. Тем не менее, на личном опыте могу сказать в НКО работают
такие же профессионалы и увлеченные специалисты, просто у них другие,
социальные цели. Времена, когда просто просили, уходят в прошлое.
Будущее за взаимопомощью.
Нельзя ли поконкретнее?
Уже вижу скептическую улыбку на лице читателя:
красиво звучит, а что на деле?
Рассуждать можно до
бесконечности, по этому мы постарались устранить все эти проблемы в
конкретном долгосрочном проекте «Покупая – помогаешь», направленном на
поддержку Центра творческой реабилитации «Душа ребенка». В нем главной
точкой соприкосновения наших интересов и интересов компаний являются
люди. Именно люди, делающие покупки. При проведении исследований мы
выяснили, что люди по прежнему хотят совершать добрые дела и помогать,
просто не знают как и сомневаются, дойдет ли помощь до адресата. Кроме
того мы выяснили, что 86% покупателей формируется более позитивный имидж
компании, в случае если они видят реальные усилия компании по решению
социальных проблем. Мало того, 76% готовы переключится на услуги и
товары компании, участвующей в социальном проекте если цены и качество
будут идентичными. Задумайтесь, господа коммерсанты. Есть ли смысл
игнорировать социальную активность и при этом тратить огромные деньги на
рекламные стратегии, если сотрудничество с социальной организацией не
только все выше перечисленные преимущества, но и льготы при размещении
рекламы, максимальное содействие в разработке социальных проектов,
налаживание отношений с новыми партнерами на совершенно другом уровне.
Конечно у социальной организации нет огромных бюджетов, но их основная
цель помочь тем, кто в этом нуждается. И по этому они способны сделать
для вас больше чем любая коммерческая структура. Присоединяйтесь
господа, давайте делать добро вместе.
Отдел
связей с общественностью ОБД «Золотой пеликан»
Автор: Созонкина И.А. |